Постановление администрации Анжеро-Судженского городского округа от 02.11.2015 N 1654 "Об основных направлениях бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов"



АДМИНИСТРАЦИЯ АНЖЕРО-СУДЖЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 ноября 2015 г. № 1654

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2016 ГОД
И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2017 И 2018 ГОДОВ

В целях соблюдения требований статьи 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, во исполнение постановления администрации Анжеро-Судженского городского округа от 01.11.2013 № 1591 "Об утверждении Порядка составления проекта бюджета муниципального образования "Анжеро-Судженский городской округ" на очередной финансовый год и плановый период",
1. Утвердить основные направления бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов согласно приложению.
2. Финансовому управлению города Анжеро-Судженска (Зачиняева Е.Н.), главным распорядителям бюджетных средств, получателям бюджетных средств планирование и исполнение бюджета муниципального образования "Анжеро-Судженский городской округ" на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов осуществлять с учетом основных направлений бюджетной политики на 2016 - 2018 годы.
3. Разместить постановление на официальном сайте Анжеро-Судженского городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", электронный адрес: www.anzhero.ru.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

И.о. главы городского округа
Д.В.АЖИЧАКОВ





Приложение
к постановлению администрации
Анжеро-Судженского городского округа
от 2 ноября 2015 г. № 1654

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2016 ГОД
И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2017 И 2018 ГОДОВ

1. Общие положения

Основные направления бюджетной политики на 2016 - 2018 годы сформированы в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 13.06.2013 "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах", Бюджетным кодексом Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", № 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", Положением о бюджетном процессе в Анжеро-Судженском городском округе, утвержденным решением Совета народных депутатов Анжеро-Судженского городского округа от 31.08.2012 № 139 (с изменениями от 29.08.2013 № 224, от 26.02.2015 № 336).
Основной задачей бюджетной и налоговой политики в 2016 - 2018 годы будет обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы городского округа.

2. Основные направления бюджетной политики

Бюджетная политика на 2016 - 2018 годы будет обеспечивать преемственность курса предыдущего планового периода и ориентирована в первую очередь на решение стратегических целей социально-экономического развития городского округа, улучшение качества жизни населения, создание условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере, решение проблем макроэкономической сбалансированности, повышение эффективности использования бюджетных средств и прозрачности управления общественными финансами.
В 2015 году экономическая ситуация ухудшилась по сравнению с предыдущим годом. Для минимизации угроз несбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации необходимо продолжать использовать "консервативный" вариант прогноза социально-экономического развития Российской Федерации при определении основных характеристик бюджетов. Этот подход не только позволяет повысить точность бюджетного планирования, но и предотвратить часть рисков, связанных с принятием дополнительных, не обеспеченных финансовыми ресурсами, расходных обязательств. Еще одна категория рисков обусловлена увеличением объемов и ухудшением условий обслуживания и погашения долговых обязательств муниципальных образований при одновременном сокращении отдельных доходов консолидированных бюджетов субъектов и необходимости реализации приоритетных расходных обязательств (в том числе обусловленных указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012).
Самостоятельность местного бюджета в рамках среднесрочного периода будет обеспечиваться повышением самостоятельности органов местного самоуправления в установлении расходных обязательств на основе принципов адресности и нуждаемости.
Обеспечение расходных обязательств источниками финансирования является необходимым условием эффективного функционирования бюджетной системы. Для этого должен быть подтвержден безусловный приоритет исполнения действующих обязательств. Инициативы и предложения по принятию новых расходных обязательств будут рассматриваться исключительно после соответствующей оценки их эффективности, пересмотра нормативных правовых актов, устанавливающих действующие расходные обязательства.
Существенный резерв повышения эффективности бюджетных расходов лежит в области подготовки бюджетных решений. В борьбе за эффективное использование бюджетных средств требуется смещение акцента на оценку обоснованности решений. Необходимо активно использовать оценку эффективности бюджетных расходов уже на этапе планирования расходов.
Основными задачами ближайших лет по повышению эффективности бюджетных расходов являются:
повышение эффективности и результативности имеющихся инструментов программно-целевого управления и бюджетирования;
создание условий для повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг;
повышение эффективности процедур проведения закупок, в том числе путем внедрения казначейского сопровождения;
совершенствование процедур предварительного и последующего контроля, в том числе уточнение порядка и содержания мер принуждения к нарушениям в финансово-бюджетной сфере;
обеспечение широкого вовлечения граждан в процедуры обсуждения и принятия конкретных бюджетных решений, общественного контроля их эффективности и результативности.
В рамках решения задачи повышения эффективности оказания государственных и муниципальных услуг будет продолжена работа по созданию стимулов для более рационального и экономного использования бюджетных средств.
Данную задачу предполагается решить посредством оптимизации структуры бюджетной сети за счет ликвидации или преобразования в иную организационно-правовую форму государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих услуги исключительно в интересах органов государственной власти и органов местного самоуправления, оказываемых в основном на платной основе, а также передать услуги (работы), не соответствующие профилю органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, профильному органу.
Кроме того, государственные (муниципальные) услуги (работы) должны быть приведены в соответствие с законодательством о разграничении полномочий между публично-правовыми образованиями. При этом работы, стоимость которых возможно определить на основе нормативных затрат, должны быть переквалифицированы в услуги, а работы, стоимость которых невозможно определить на основе нормативных затрат, должны быть переданы на рынок.
Должна быть завершена работа по формированию нормативных затрат на оказание государственных и муниципальных услуг на основе общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в установленной сфере деятельности, принимаемых в развитие норм бюджетного законодательства федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.
Данные меры позволят установить прозрачную методику определения стоимости каждой государственной (муниципальной) услуги на основании нормативных затрат, рассчитанных в соответствии с единым базовым нормативом затрат, учитывающим экономически обоснованную себестоимость услуги, и корректирующих коэффициентов к нему.
Улучшению качества оказания государственных и муниципальных услуг будет способствовать повышение конкуренции среди юридических лиц, в том числе государственных (муниципальных) учреждений, участвующих в оказании государственных (муниципальных) услуг.
Вовлечение организаций, не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями, в процесс реализации конституционных гарантий в социальной и иных сферах деятельности станет возможным с принятием федерального закона об оказании государственных (муниципальных) услуг и выполнении работ от имени публично-правового образования физическим и (или) юридическим лицам на конкурентной основе.
Тем самым будет обеспечена возможность потребителю услуг самому выбрать место (организацию-поставщика), качество и объем услуг, которые гарантированы государством.
Одним из необходимых условий обеспечения эффективности государственных финансов является построение целостной системы открытости деятельности государственных органов на базе системы "Электронный бюджет".
Начиная с 2016 года также будет внедрена процедура формирования муниципальных заданий на оказание государственных услуг (работ) только в электронном виде с использованием электронной подписи в системе "Электронный бюджет".
В рамках мероприятий по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок и интеграции бюджетного и закупочного процессов с 2016 года в системе "Электронный бюджет" будет обеспечено формирование и контроль соответствия лимитам бюджетных обязательств планов и планов-графиков закупок федеральных заказчиков, а также последующий контроль на соответствие утвержденным планам-графикам закупок всей закупочной документации, размещаемой в единой информационной системе в сфере закупок.
Планируется дальнейшее совершенствование процедур учета бюджетных и денежных обязательств с последующей передачей функций по их учету в органы Федерального казначейства и отменой обязанности ведения учета обязательств получателями бюджетных средств.
Будет расширен состав и содержание информации о бюджете и бюджетном процессе в Российской Федерации на Едином портале. К 2018 году на Едином портале должна быть обеспечена публикация бюджетных данных финансовыми органами всех публично-правовых образований Российской Федерации.
Кроме того, в целях обеспечения прозрачности и открытости муниципальных финансов, повышения доступности и понятности информации о бюджете будет продолжена регулярная публикация "Бюджета для граждан" к решению о местном бюджете на очередной финансовый год.
Исходя из текущей экономической ситуации и задач, поставленных Президентом и Правительством Российской Федерации, бюджетная политика в 2016 - 2018 годах должна будет направлена на:
- обеспечение сбалансированности и устойчивости местного бюджета;
- концентрацию финансовых ресурсов на приоритетных направлениях расходования бюджетных средств, в том числе связанных с реализацией указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012;
- адресное решение социальных проблем, основанное на достижении максимального социального эффекта от оказания социальной поддержки из бюджетов всех уровней, исходя из критерия нуждаемости граждан;
- повышение качества и доступности предоставляемых муниципальных услуг, эффективности функционирования бюджетного сектора экономики;
- повышение эффективности использования бюджетных средств, сокращение неэффективных расходов, выявление и использование резервов для достижения планируемых результатов;
- внедрение муниципальных программ в единую систему формирования и исполнения местного бюджета;
- усиление роли финансового контроля в управлении бюджетным процессом;
- повышение прозрачности и открытости бюджетного процесса, в том числе в рамках создаваемой на федеральном уровне государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет".
При формировании проекта местного бюджета на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов для достижения среднесрочных целей бюджетной политики особое внимание следует уделить решению следующих основных задач и направлений:
2.1. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости местного бюджета при безусловном исполнении всех действующих расходных обязательств государства и выполнении задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012, путем проведения ответственной и взвешенной бюджетной политики, основанной на принципах:
реалистичности и надежности экономических прогнозов, прогнозов социально-экономического развития, положенных в основу бюджетного и стратегического планирования;
формирования местного бюджета с учетом долгосрочного прогноза основных параметров бюджетной системы;
снижения бюджетного дефицита;
повышения эффективности муниципальных заимствований, оптимизации структуры муниципального долга с целью минимизации стоимости его обслуживания;
создания и поддержания необходимых финансовых резервов.
2.2. Совершенствование муниципальных программ путем повышения реальной ответственности директоров программ за качество и эффективность их реализации.
Дальнейшая реализация принципа формирования местного бюджета на основе муниципальных программ повысит обоснованность бюджетных ассигнований на этапе их формирования, обеспечит их большую прозрачность для общества и наличие более широких возможностей для оценки их эффективности.
Муниципальные программы должны стать ключевым механизмом, с помощью которого увязываются стратегическое и бюджетное планирование. В то же время конечная эффективность "программных" бюджетов зависит от качества составления и исполнения муниципальных программ, механизмов контроля за их реализацией.
В рамках подготовки проекта местного бюджета на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов необходимо четко определить приоритеты, еще раз оценить содержание муниципальных программ, доработать при необходимости, предусмотреть объемы их финансирования в соответствии с реальными возможностями местного бюджета.
2.3. Ограниченность финансовых ресурсов местного бюджета.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов местного бюджета в обязательном порядке предполагается выбор приоритетных расходных обязательств, позволяющих достичь наилучшего результата, в том числе в долгосрочном периоде.
Исполнение делегированных государственных полномочий в пределах предоставляемых местному бюджету субвенций из областного бюджета.
Безусловное выполнение действующих обязательств, уточнение объема принятых обязательств с учетом прекращающихся расходных обязательств ограниченного срока действия и изменения контингента получателей. Сравнительная оценка эффективности новых расходных обязательств с учетом сроков и механизмов их реализации. Отказ от принятия новых обязательств, не обеспеченных источниками финансирования. Принципиальные решения об их отмене, прекращении или реструктуризации должны вырабатываться до завершения формирования проекта местного бюджета.
2.4. Повышение эффективности оказания муниципальных услуг.
В рамках решения данной задачи будет продолжена работа по созданию стимулов для более экономного использования бюджетных средств (в том числе при размещении заказов и исполнении обязательств), сокращению доли неэффективных бюджетных расходов.
Использование инструмента муниципального задания на оказание муниципальных услуг при стратегическом и бюджетном планировании обеспечит взаимосвязь муниципальных программ и муниципальных заданий в целях создания условий для достижения целей государственной политики в соответствующих сферах и повышения эффективности деятельности учреждений по обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах.
При этом сводные показатели муниципальных заданий должны быть включены в состав индикаторов муниципальных программ (подпрограмм), а параметры муниципальных заданий будут формироваться в соответствии с целями и ожидаемыми результатами соответствующих муниципальных программ.
Также необходимо предусмотреть увязку состава и объема муниципальных услуг (работ) с социальными гарантиями и обязательствами городского округа.
Необходимо продолжить работу по оптимизации структуры бюджетной сети за счет ликвидации или преобразования муниципальных учреждений, не оказывающих услуги, непосредственно направленные на реализацию полномочий органов местного самоуправления, а также несоответствующие профилю органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.
Повышение качества муниципальных услуг (работ) также предполагается достичь путем создания соответствующей нормативно-правовой базы, регулирующей привлечение к оказанию муниципальных услуг (работ) негосударственных организаций посредством внедрения конкурсного размещения муниципального заказа на оказание муниципальных услуг с участием негосударственных организаций и полномасштабного применения принципов "эффективного контракта" в муниципальных учреждениях.
2.5. Безусловное выполнение социальных обязательств.
Безусловное выполнение социальных обязательств (включая публичные нормативные обязательства, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы и т.д.). При этом меры по развитию социальной сферы не должны сводиться к механическому наращиванию расходов, а обеспечивать внедрение адресной и эффективной социальной помощи.
Обеспечение своевременного и в полном объеме финансирования расходов, связанных с оплатой труда работников бюджетной сферы, муниципальных служащих. Оплата по-настоящему эффективного труда в сфере оказания муниципальных услуг должна стать более конкурентоспособной по отношению к оплате труда в других секторах.
Мероприятия по совершенствованию систем оплаты труда в бюджетном секторе должны обеспечить оптимизацию структуры занятости и усиление роли выплат стимулирующего характера как на уровне учреждений, так и на уровне конкретных работников.
Осуществление структурных изменений, наряду с финансированием из бюджетов всех уровней, должно привести к увеличению заработной платы работников социальной сферы в соответствии с параметрами, определенными Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и в соответствии с утвержденными "дорожными картами" развития отраслей социальной сферы. Решение этой задачи должно осуществляться с учетом оптимизации штатных расписаний муниципальных учреждений путем сокращения административно-управленческого и прочего персонала, а также с возможным привлечением на эти цели не менее трети необходимых средств за счет использования внутренних ресурсов отраслей социальной сферы, получаемых за счет реорганизации неэффективных учреждений. Необходимо продолжение мероприятий по контролю за соблюдением предельного уровня соотношения оплаты труда руководителей учреждений и средней заработной платы работников основных профессий.
2.6. Оптимизация расходов на содержание органов местного самоуправления и повышение эффективности их деятельности, оптимизация расходов на оплату труда.
Дальнейшая оптимизация расходов на содержание органов местного самоуправления и повышение эффективности их деятельности, оптимизация расходов на оплату труда должны быть направлены на:
противодействие коррупции, снижение административных барьеров;
оптимизацию численности муниципальных служащих;
передачу функций органов местного самоуправления, не отнесенных к основному виду их деятельности, специализированным организациям, создаваемым для обслуживания одновременно нескольких органов, или размещение муниципальных заказов на соответствующие услуги (аутсорсинг);
формирование открытости деятельности органов местного самоуправления, в том числе перехода на оказание услуг по осуществлению ими юридически значимых действий в электронной форме;
оптимизацию межведомственного взаимодействия;
соблюдение режима экономии в расходовании средств на содержание аппарата органов местного самоуправления.
2.7. Мероприятия по сокращению бюджетных расходов.
С 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд". Значительным резервом для эффективности использования бюджетных средств является формирование планов-графиков закупок и графиков заключения контрактов, обеспечение открытости информации об исполнении контрактов и плана-графика закупок, а также создание технологии взаимосвязи бюджетного процесса и процедур планирования закупок товаров работ и услуг между собой. Повышение ответственности муниципальных заказчиков за несоблюдение установленных сроков планирования и подготовки муниципальных контрактов. Тем самым будут обеспечены условия для сокращения рисков завышения начальных (максимальных) цен. Акцент должен быть сделан на достижение наилучшего результата закупок. Необходимо, чтобы сокращение бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ и услуг не приводило к снижению качества и (или) объемов закупаемых товаров, работ и услуг.
Заключение муниципальных контрактов осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, сверх лимитов могут заключаться муниципальные контракты на предоставление бюджетных инвестиций, субсидий на капитальные вложения (по решению администрации городского округа, принятому в порядке, установленном администрацией городского округа).
При составлении бюджета на 2016 год:
формировать расходы бюджета исходя из объема бюджетных ассигнований, утвержденных на 2016 год, с учетом принятых в течение 2015 года решений о сокращении расходных обязательств;
не производить индексацию расходов бюджета, включая расходы на заработную плату и оказание мер социальной поддержки граждан;
предусмотреть дополнительное сокращение расходов (за исключением расходов на оплату труда, оказания мер социальной поддержки и оплату коммунальных услуг) в объеме не менее 3%;
предусмотреть сохранение лимитов по оплате коммунальных услуг на период действия заключенных энергосервисных контрактов, а при их отсутствии произвести сокращение расходов на оплату коммунальных услуг на 3%.
2.8. Повышение эффективности расходования бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений.
Для повышения эффективности осуществления капитальных вложений необходимо:
учитывая наличие существенной кредиторской задолженности за выполненные работы по строительству и реконструкции объектов, ввести в 2016 году мораторий на строительство новых объектов, в том числе в сферах дорожного и жилищно-коммунального хозяйства;
учитывая ограниченные возможности бюджета, сформировать полный перечень объектов капитального строительства, в которые инвестируются бюджетные средства. Исходя из объема планируемых лимитов определить объекты, в которые в 2016 году будет продолжено направление бюджетных инвестиций с целью их скорейшего ввода в строй, а строительство остальных объектов по возможности приостановить.
2.9. Обеспечение контроля за расходованием средств в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств, за целевым использованием бюджетных средств, а также финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления, возврата средств.
Мероприятия в развитии системы муниципального финансового контроля должны быть направлены на:
- совершенствование правовых и методологических основ муниципального финансового контроля с учетом изменений, вносимых в бюджетное законодательство;
- организацию действенного контроля (аудита) за целевым и эффективным использованием бюджетных средств на базе установленных критериев эффективности использования бюджетных ассигнований;
- повышение эффективности ведомственного финансового контроля;
- исключение возможности планирования и проведения необоснованных контрольных мероприятий, проверок хозяйствующих субъектов;
- осуществление контроля за размещением заказов и исполнением контрактов, договоров, заключенных по итогам таких размещений, в целях эффективного использования бюджетных средств;
- осуществление контроля за эффективным управлением и распоряжением имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
2.10. Совершенствование управления исполнением местного бюджета.
Совершенствование управления исполнением местного бюджета в первую очередь будет ориентировано на повышение эффективности и строгое соблюдение бюджетной дисциплины, включая:
- исполнение местного бюджета на основе кассового плана;
- планирование кассовых разрывов и резервов их покрытия;
- совершенствование управления ликвидностью местного бюджета в целях эффективного использования бюджетных средств;
- недопущение роста и образования несанкционированной кредиторской задолженности муниципальных учреждений и организаций, получающих субсидии из местного бюджета;
- исполнение плана мероприятий по сокращению просроченной кредиторской задолженности местного бюджета, утвержденного постановлением администрации городского округа от 04.04.2013 № 363;
- принятие главными распорядителями бюджетных средств бюджетных обязательств в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств (кроме случаев, установленных законодательством);
- сокращение оборота наличных денег путем обеспечения получателей бюджетных средств денежной наличностью с использованием расчетных банковских карт;
- совершенствование системы учета и отчетности с целью представления пользователям информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, а также о степени достижения ими поставленных целей деятельности, для осуществления которых они созданы.
2.11. Повышение эффективности управления муниципальным долгом.
Реализация долговой политики в 2016 - 2018 годах будет осуществляться в рамках решения ключевых задач по поддержанию умеренной долговой нагрузки и снижению расходов на обслуживание муниципального долга, соблюдению показателей и индикаторов, установленных муниципальной программой "Управление муниципальными финансами Анжеро-Судженского городского округа" на 2015 - 2018 годы.
2.12. Обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса.
Обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса предполагает, в том числе:
участие в развитии единой интегрированной информационной системы "Электронный бюджет", модернизация уже имеющихся информационных баз (систем планирования и исполнения местного бюджета, управления доходами, расходами, долгом и финансовыми активами, кассовым планом и т.д.), интеграция существующих и создаваемых информационных ресурсов в системе электронного бюджета;
регулярное размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации "Бюджет для граждан", что даст возможность в доступной форме информировать население о планируемых и достигнутых результатах использования бюджетных средств;
повышение объема и регулярности обновления общедоступной информации о муниципальных финансах;
обеспечение публичности информации о плановых и фактических результатах деятельности организаций муниципального сектора, создание условий для осуществления общественного контроля принятий решений в сфере муниципальных финансов.
Публикуемая в открытых источниках информация позволит гражданам составить представление о направлениях расходования бюджетных средств и сделать выводы об эффективности расходов и целевом использовании средств.


------------------------------------------------------------------