Постановление администрации Березовского городского округа от 01.10.2015 N 702 "Об основных направлениях бюджетной политики Березовского городского округа на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов"



АДМИНИСТРАЦИЯ БЕРЕЗОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 октября 2015 г. № 702

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
БЕРЕЗОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА НА 2016 ГОД
И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2017 И 2018 ГОДОВ

В соответствии со статьями 172, 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 3 решения Совета народных депутатов Березовского городского округа "Об утверждении Положения "О бюджетном процессе в Березовском городском округе" постановляю:

1. Утвердить основные направления бюджетной политики Березовского городского округа на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Заместителю главы Березовского городского округа по экономике и финансам Ивановой Л.В., начальнику Финансового управления города Березовский Чаусовой Л.В., заместителям главы Березовского городского округа по курируемым направлениям обеспечить разработку проекта бюджета Березовского городского округа на основе основных направлений бюджетной политики Березовского городского округа на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.
3. Начальнику организационного отдела администрации Березовского городского округа (Волкова Н.В.) обеспечить размещение настоящего постановления на официальном сайте администрации Березовского городского округа, опубликование настоящего постановления в приложении к газете "Мой город" - "Местная власть".
4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя главы Березовского городского округа по экономике и финансам Л.В.Иванову.
5. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования

И.о. главы Березовского
городского округа
Л.В.ИВАНОВА





Приложение
к постановлению администрации
Березовского городского округа
от 1 октября 2015 г. № 702

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ БЕРЕЗОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
НА 2016 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2017 И 2018 ГОДОВ

Основные направления бюджетной политики Березовского городского округа сформированы в соответствии с основными направлениями бюджетной политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, Бюджетным кодексом Российской Федерации, положением "О бюджетном процессе в Березовском городском округе".
Основные направления бюджетной политики являются основой для составления проекта бюджета городского округа на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, а также для повышения качества бюджетного процесса, обеспечения рационального, эффективного и результативного расходования бюджетных средств.
Эффективное и прозрачное управление бюджетными средствами городского округа является важнейшим условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации социальной сферы и достижения других стратегических целей социально-экономического развития городского округа.

1. Основные итоги бюджетной политики
в 2014 году и 1 полугодии 2015 года

Бюджетная политика, проводимая администрацией Березовского городского округа, направлена на решение приоритетных задач социально-экономического развития территории, в том числе улучшение условий жизни населения, повышение качества оказания муниципальных услуг, обеспечение эффективности и прозрачности управления общественными финансами.
В связи с кризисными явлениями в экономике по разным причинам в целом по итогам 2014 года сложилась негативная динамика основных показателей бюджета Березовского городского округа по отношению к 2013 году. Исполнение бюджета Березовского городского округа за 2014 год по доходам составило в сумме 1 381,3 млн. рублей с увеличением к уровню 2014 года на 28,8 млн. рублей или на 4,2 процента. По расходам исполнение составило 1 436,9 млн. рублей с уменьшением к уровню 2013 года на 29,7 млн. рублей или на 2,0 процента. По результатам исполнения бюджета Березовского городского округа за 2014 год сложился дефицит в размере 55,7 млн. рублей.
Налоговые и неналоговые доходы бюджета Березовского городского округа исполнены в сумме 322,6 млн. рублей. Их доля в структуре доходов составила 23,4 процентов от всех поступлений в бюджет Березовского городского округа. В результате полученного значительного объема выпадающих доходов, связанного с изменением законодательства, в размере 27,9 млн. рублей общий объем налоговых и неналоговых доходов сократился на 2,3 млн. рублей. Уменьшен размер среднедушевого бюджетного дохода на одного жителя на 5,3 процента по отношению к 2013 года и составил 16,7 тыс. рублей.
Бюджетная политика в сфере расходов бюджета Березовского городского округа в 2014 году была направлена на решение социальных и экономических задач, проведение дальнейшего реформирования бюджетной системы Березовского городского округа. Основным приоритетом являлось обеспечение населения муниципальными услугами отраслей социальной сферы. На эти цели всего направлено 1 037,2 млн. рублей, что на 5,2 процента выше показателя 2013 года. Расходы на образование, социальную политику, культуру, спорт и здравоохранение составили 72,2 процента всех расходов бюджета, что на 5,0 процентов больше предыдущего периода. С ростом к 2013 году обеспечено финансирование в 2014 году расходов на образование, культуру и социальную политику.
В 2015 году продолжается реализация исполнения бюджета по программно-целевой принципу. На реализацию расходов, предусмотренных в рамках запланированных программных мероприятий, предполагается направить 1 459,6 млн. рублей, что составляет 96,7 процента от общей суммы расходов. Данные расходы направлены на социальную поддержку и обеспечение жильем отдельных категорий граждан, на выполнение мероприятий в области образования, здравоохранения, культуры спорта, поддержку малого и среднего предпринимательства, укрепление материально технической базы и капитальный ремонт муниципальных учреждений города.
Исполнение бюджета городского округа в 2015 году происходит в условиях усиления кризисных явлений в макроэкономической сфере, что оказывает негативное влияние и на экономику территории. В текущем году в процессе исполнения бюджета городского округа получены дополнительные доходы. По итогам 1 полугодия 2015 года доходы бюджета исполнены в объеме 682,4 млн. рублей с уменьшением к аналогичному периоду прошлого года на 25 млн. рублей или 3,5 процента. Расходы исполнены в объеме 733,3 млн. рублей с увеличением на 10,9 млн. рублей или на 2 процента. Растущий дефицит бюджета при этом требует принятия дополнительных мер по повышению эффективности исполнения бюджета городского округа.

2. Основные направления бюджетной политики
на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов

Основной целью бюджетной политики является обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета Березовского городского округа.
В связи с реализацией Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" значительно повысилась эффективность системы муниципальных закупок. В будущем необходимо продолжение целенаправленной работы по совершенствованию данной системы.
Введение новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 № 85-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" позволило создать условия для повышения эффективности предоставления муниципальных услуг в условиях сохранения (либо снижения темпов роста) расходов бюджета на их оказание, расширения самостоятельности и ответственности учреждений за их выполнение.
В то же время, несмотря на достигнутые результаты в сфере управления общественными финансами в городском округе, остается ряд нерешенных проблем, характерных для всей бюджетной системы:
нестабильность в экономике ограничивает возможности для бюджетного маневра в целях увеличения бюджетных расходов на социально-экономическое развитие, при этом принятые бюджетные обязательства не могут быть существенно сокращены вследствие социальной направленности значительной их части;
на низком уровне осуществляется финансово-экономическое обоснование решений, приводящих к новым расходным обязательствам, недостаточная оценка долгосрочных последствий их принятия для социально-экономического развития муниципального образования и влияния на объем обязательств;
стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием;
остается формальным и слабо увязанным с бюджетным процессом применение принципов бюджетирования, ориентированного на результат. Зачастую эффективность осуществляемых бюджетных расходов низка, получаемый социально-экономический эффект несоразмерен объему израсходованных на те или иные цели средств;
высока зависимость бюджета городского округа от финансовой помощи, поступающей из вышестоящего бюджета.
Бюджетная и налоговая политика на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов будет осуществляться в условиях преемственности курса на решение стратегических целей социально-экономического развития страны: улучшение качества жизни населения, создание условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере, решение проблем макроэкономической сбалансированности, повышение прозрачности управления общественными финансами.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (далее - Закон о стратегическом планировании), который знаменует новый и очень значительный этап бюджетного реформирования - переход к стратегическому планированию, произошло закрепление правовых основ стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочий органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также порядка их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования.
К документам стратегического планирования, наряду с другими, отнесены документы, перечисленные в п. 2 ст. 172 БК РФ (служащие основанием составления проекта закона о бюджете: ежегодное послание Президента РФ Федеральному собранию РФ, прогноз социально-экономического развития на долгосрочный и среднесрочный периоды, бюджетный прогноз на долгосрочный период, а также государственные программы РФ (субъектов РФ, муниципальных образований).
Основная задача долгосрочного бюджетного планирования состоит в увязке проводимой бюджетной политики с задачами по созданию долгосрочного устойчивого роста экономики и повышению уровня и качества жизни населения.
Долгосрочное планирование должно позволить уйти от инерционного подхода, когда бюджетные ассигнования распределяются на основе индексирования тенденций предыдущих лет.
Долгосрочное планирование может стать реальным шагом на пути к повышению эффективности расходов бюджета, выступая в то же время сдерживающим фактором для необоснованного роста расходов.
Разработка порядков составления прогнозов социально-экономического развития Березовского городского округа, бюджетного прогноза и других документов стратегического планирования на основе Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ "О стратегическом планировании Российской Федерации" позволит качественно повысить достоверность оценок и перспектив развития экономики точность оценки доходов и расходных обязательств Березовского городского округа.
Основными задачами бюджетной политики на очередной бюджетный период являются:
1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета городского округа путем проведения ответственной и взвешенной бюджетной политики органами местного самоуправления, основанной на принципах:
реалистичность и надежность экономических прогнозов, положенных в основу бюджетного планирования;
формирование бюджета с учетом долгосрочного прогноза основных параметров бюджетной системы;
снижение бюджетного дефицита, муниципального долга;
создание и поддержание необходимых финансовых резервов.
Для дальнейшего внедрения этих принципов необходимо реализовать следующие основные меры:
определение "базовых" объемов бюджетных ассигнований на 2016 - 2018 годы на основе утвержденных решением о бюджете городского округа на 2015 и на плановый период 2016 - 2017 годов, уменьшенных не менее чем на 3 процента, кроме средств, предназначенных для оплаты труда работников муниципальных учреждений и выполнения публично-нормативных обязательств;
использование для целей бюджетного планирования консервативного макроэкономического прогноза;
обеспечение выполнения первоочередных задач, поставленных в Указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012, а вытекающие при их реализации расходные обязательства в целях исключения угрозы устойчивости бюджетной системы должны быть приняты за счет пересмотра или отказа от неприоритетных расходных обязательств;
продолжение шагов, направленных на оптимизацию и реорганизацию сети бюджетных учреждений, направленных на повышение эффективности и результативности исполнения расходной части бюджета;
уменьшение расходов на обслуживание долговых обязательств;
совершенствование ведения реестра расходных обязательств, в том числе в части методов расчета объема бюджетных ассигнований;
совершенствование организации и методологии прогнозирования кассового исполнения бюджета города.
2. Обеспечение расходных обязательств источниками финансирования как необходимое условие реализации государственной политики. Для этого будет подтвержден безусловный приоритет исполнения действующих обязательств. Инициативы и предложения по принятию новых расходных обязательств будут ограничиваться, их рассмотрение будет возможно исключительно после соответствующей оценки их эффективности, пересмотра нормативных правовых актов, устанавливающих действующие расходные обязательства, и учитываться только при условии адекватной оптимизации расходов в заданных бюджетных ограничениях.
3. Дальнейшая реализация принципа формирования бюджета Березовского городского округа на основе муниципальных программ позволит повысить обоснованность бюджетных ассигнований на этапе их формирования, обеспечит их большую прозрачность для общества и наличие более широких возможностей для оценки их эффективности.
Направления и мероприятия социально-экономической политики городского округа, реализуемые в рамках муниципальных программ Березовского городского округа (далее - муниципальные программы), должны иметь надежное и просчитанное финансовое обеспечение. Следовательно, для формирования проекта бюджета на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов необходимо провести работу по уточнению (корректировке) предельных объемов финансового обеспечения муниципальных программ на 2016 и 2017 годы, а также определить предельные объемы финансового обеспечения муниципальных программ на 2018 год, положенных в основу планирования бюджетных ассигнований бюджета городского округа, что в свою очередь обеспечит возможность составления проекта бюджета городского округа на 2016 - 2018 годы на основе утвержденных объемов финансового обеспечения муниципальных программ. Это потребует применения системного механизма приведения объемов финансового обеспечения муниципальных программ на весь период их действия к реальным возможностям бюджета городского округа с учетом финансового положения бюджета в целом.
В связи с изменениями, вносимыми в Бюджетный кодекс Российской Федерации, начиная с 2016 года, бюджет городского округа будет формироваться в новой структуре кодов бюджетной классификации расходов Российской Федерации (кодов классификации доходов бюджетов, классификации расходов бюджетов и классификации источников финансирования дефицита бюджета). Учитывая, что с 2013 года бюджет городского округа формируется с использованием программно-целевого метода планирования, закономерно, что указанные изменения влекут за собой изменения структуры муниципальных программ Березовского городского округа. Структура муниципальной программы должна быть сформирована исходя из принципа четкого соответствия планируемых к реализации программных мероприятий целям и задачам муниципальной программы.
Сформулированные задачи должны быть необходимы для достижения соответствующей цели. Набор мероприятий (основных мероприятий) должен быть необходимым и достаточным для достижения целей и решения задач подпрограммы с учетом реализации мер государственного и правового регулирования, предусмотренных в рамках подпрограммы. Задачи подпрограммы не должны дублировать задачи муниципальной программы.
Систематический анализ муниципальных программ и расходов на их реализацию должен быть дополнен системой ответственности за достижение поставленных целей взамен действующего контроля формального исполнения планов и объемов расходов на то или иное направление.
Формирование бюджетных ассигнований предлагается осуществлять с учетом необходимости повышения качества программно-целевого планирования и обеспечения роста эффективности использования в 2016 - 2018 годах бюджетных инвестиций и текущих расходов, на основании оценки эффективности расходов капитального характера установить приоритетность направления расходов бюджета на погашение сложившейся задолженности за выполненные объемы работ по строительству и реконструкции объектов.
4. Развитие новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг (реструктуризация бюджетного сектора), совершенствование качества формирования муниципальных заданий для муниципальных учреждений и их финансового обеспечения, определение параметров и нормативной стоимости муниципальных услуг.
Повышение качества предоставляемых населению муниципальных услуг. Прежде всего, это относится к таким значимым для общества сферам как образование, культура, физическая культура и спорт.
Ответственность главных распорядителей средств бюджета городского округа должна осуществляться через контроль за выполнением муниципального задания в полном объеме.
Начиная с проекта бюджета на 2016 год формирование муниципального задания осуществляется на основании ведомственных перечней муниципальных услуг и работ, сформированных в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ.
Объем финансового обеспечения выполнения муниципального задания будет рассчитываться на основании нормативных затрат на оказание муниципальных услуг, утверждаемых с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.
5. Проведение детального анализа существующей бюджетной сети для последующей ее оптимизации. Мониторинг деятельности муниципальных учреждений с целью оптимизации их расходов.
6. Исполнение делегированных государственных полномочий в пределах предоставляемых бюджету города субвенций из областного бюджета.
7. Повышение качества финансового менеджмента в бюджетном секторе. Дальнейшее расширение самостоятельности и ответственности главных распорядителей бюджетных средств, прежде всего путем разработки и внедрения методов и процедур оценки качества финансового менеджмента на ведомственном уровне, развития внутреннего аудита за эффективностью использования бюджетных ассигнований с определением критериев эффективности и результативности их использования.
8. Дальнейшая оптимизация расходов на содержание органов местного самоуправления и повышение эффективности их деятельности, продолжение реализации административной реформы.
Основные меры по повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления должны быть направлены на:
устранение дублирующих функций и полномочий структурных подразделений администрации;
оптимизацию численности муниципальных служащих, а также работников, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы;
установление системы критериев и показателей эффективности деятельности учреждений и работников в учреждениях;
формирование открытости деятельности органов местного самоуправления, в том числе перехода на оказание услуг по осуществлению ими юридически значимых действий в электронной форме.
9. Реализация мероприятий по повышению энергоэффективности в бюджетном секторе является одной из составляющих в комплексе мер по снижению нагрузки на расходы бюджета, в том числе:
обеспечение закупки наиболее энергоэффективных товаров для муниципальных нужд;
дальнейшее обеспечение муниципальными учреждениями снижения в сопоставимых условиях объема потребленных ими воды, дизельного и иного топлива, тепловой энергии, электрической энергии с ежегодным снижением такого объема не менее чем на 3%;
осуществление типовых мероприятий в области повышения энергоэффективности, определенных по результатам проведения энергетических обследований.
10. Недопущение роста и образования несанкционированной кредиторской задолженности муниципальных учреждений и организаций, получающих субсидии из бюджета города. Исполнение плана мероприятий по сокращению просроченной кредиторской задолженности бюджета Березовского городского округа, утвержденного распоряжением администрации Березовского городского округа от 25.08.2011 № 600-р.
11. Обеспечение безусловного выполнения социальных обязательств (включая публично-нормативные обязательства, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы и т.д.). При этом меры по развитию социальной сферы не должны сводиться к механическому наращиванию расходов, а обеспечивать внедрение эффективной социальной помощи. Для этих целей требуется провести инвентаризацию социальных льгот и выплат, установленных муниципальными нормативными актами, и пересмотреть их с учетом принципа адресности и нуждаемости.
Мероприятия по совершенствованию систем оплаты труда в бюджетном секторе должны обеспечить оптимизацию структуры занятости и усиление роли выплат стимулирующего характера, как на уровне учреждений, так и на уровне конкретных работников.
12. Осуществление мер поддержки малого и среднего предпринимательства в соответствии с Программой развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Березовском городском округе. Обеспечение практической реализации принятых решений о преференциях для малого и среднего бизнеса при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.
13. Совершенствование механизма закупок путем формирования планов-графиков закупок и графиков заключения контрактов, обеспечение открытости информации об исполнении контрактов и плана-графика закупок, а также создание технологии взаимосвязи бюджетного процесса и процедур планирования закупок товаров работ и услуг между собой. При этом акцент должен быть сделан на достижение наилучшего результата закупок. Повышение ответственности муниципальных заказчиков за несоблюдение установленных сроков планирования и подготовки муниципальных контрактов.
14. Прозрачность и открытость бюджета и бюджетного процесса для общества.
Бюджетная политика осуществляется в интересах общества. Успех ее реализации зависит не только от действий тех или иных органов власти, но и от того, в какой мере общество понимает эту политику, разделяет цели, механизмы и принципы ее реализации.
Этот подход реализован за счет формирования бюджета городского округа в "программном" формате, что подразумевает "привязку" финансовых ресурсов к конкретным целевым параметрам и результатам, прогнозируемым показателям социально-экономического развития, публичное обсуждение проектов, хода и итога реализации муниципальных программ.
Принцип прозрачности и открытости будет подкреплен новыми практиками его реализации, в полном объеме будут проведены процессы по открытию бюджетных процедур, в числе которых:
регулярная разработка и совершенствование информационного портала на официальном сайте администрации Березовского городского округа "Бюджета для граждан";
обеспечение публичности информации о плановых и фактических результатах деятельности организаций муниципального сектора, создание условий для осуществления общественного контроля принятий решений в сфере муниципальных финансов;
соблюдение сроков и процедур подключения уполномоченных органов к государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет". Это основной ресурс информации о государственных финансах.
15. Усиление муниципального внешнего и внутреннего финансового контроля за деятельностью органов местного самоуправления и других главных администраторов бюджетных средств по обеспечению целевого и результативного использования бюджетных средств.
Основанная на высоких темпах экономического развития и растущих ценах на ресурсы модель постоянного роста бюджетных расходов к настоящему моменту исчерпала свои возможности. В этих условиях на первый план выходит:
решение задач повышения эффективности расходов и переориентации бюджетных ассигнований в рамках существующих бюджетных ограничений на реализацию приоритетных направлений государственной политики;
осуществление мероприятий по совершенствованию бюджетного процесса, развитию системы управления муниципальным долгом, имуществом, финансовыми активами, повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления, включая оптимизацию их полномочий и численности, специализации функций, формированию интегрированной системы управления государственными финансами ("электронного бюджета").
16. Обеспечение бюджетной устойчивости и экономической стабильности.
Данная общая задача включает в себя несколько составляющих:
поддержание безопасного уровня дефицита и муниципального долга, предотвращая тем самым условия для возникновения финансовых кризисов;
ограничение роста расходов бюджета городского округа, не обеспеченных стабильными доходными источниками. Принятие новых расходных обязательств должно в обязательном порядке основываться на оценке прогнозируемых доходов бюджета городского округа;
сохранение объема муниципального долга Березовского городского округа на экономически безопасном уровне, позволяющем обеспечивать привлечение заемных средств на условиях реальной возможности обслуживания и погашения данных обязательств.
На качество планирования и администрирования доходов бюджета существенное влияние окажет ведение реестра доходов и отражение в нормативных правовых актах, договорах порядка исчисления, размерах, сроках и (или) об условиях уплаты платежей, являющихся источниками неналоговых доходов бюджета.
Бюджетная политика на 2016 - 2018 годы должна быть направлена на дальнейшую оптимизацию бюджетного процесса в Березовском городском округе и внедрение новых инструментов управления общественными финансами в целях наращивания доходной базы, повышения качества управления муниципальным долгом, совершенствования механизмов бюджетных расходов, повышения эффективности использования существующих ресурсов для достижения максимальных результатов.
Конечная цель бюджетной политики состоит в повышении уровня и качества жизни населения в условиях сбалансированного бюджета. Это подразумевает создание условий для устойчивого повышения уровня жизни граждан, их всестороннего развития, обеспечение социальных гарантий.
В итоге бюджетная политика должна быть нацелена на улучшение условий жизни в Березовском городском округе, адресное решение социальных проблем, повышение качества муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития городского округа.


------------------------------------------------------------------