Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 12.03.2015 по делу N А27-146/2015 <Исковые требования о взыскании возмещения вреда, причиненного федеральной автомобильной дороге транспортным средством при превышении установленных ограничений по общей массе и нагрузок на оси удовлетворены, поскольку доказательства получения ответчиком разрешения на перевозку крупногабаритного и тяжеловесного груза в материалы дела не представлены>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 марта 2015 г. по делу № А27-146/2015

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Изотовой И.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по иску Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" федерального дорожного агентства", г. Новосибирск (ОГРН 1035401907287, ИНН 5405201071)
к обществу с ограниченной ответственностью "ИнвестТорг", г. Кемерово (ОГРН 1114205035658, ИНН 4205227585)
о взыскании 38 558 руб. 02 коп.

установил:

Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" Федерального дорожного агентства" (далее - ФКУ "Сибуправтодор", истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ИнвестТорг" (далее - общество, ответчик) о взыскании 38 558 руб. 02 коп. в счет возмещения вреда, причиненного федеральной автомобильной дороге транспортным средством при превышении установленных ограничений по общей массе и нагрузок на оси.
Требование обосновано ссылками на Постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации", на положения Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Минтрансом Российской Федерации 27.05.1996, статью 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации", пункт 3 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934), Положение о Федеральном дорожном агентстве (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 № 374), нарушением ответчиком требований, установленных для перевозки тяжеловесных грузов.
Истцом также заявлено о взыскании с ответчика судебных расходов в сумме 5 512 руб. 50 коп., связанных с рассмотрением дела.
Определением от 19.01.2015 исковое заявление принято к производству и рассмотрению в порядке упрощенного производства на основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Лицам, участвующим в деле, предложено в срок до 10.02.2015 представить в материалы дела дополнительные документы, ответчику предложено представить отзыв на иск, доказательства оплаты задолженности.
Ответчик от получения определения суда от 19.01.2015, направленного ответчику по его юридическому адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, уклонился, судебный акт возвращен органом связи за истечением срока хранения, что в силу статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признается надлежащим извещением.
Исследовав материалы дела, представленные письменные доказательства и обстоятельства дела, суд установил.
Как следует из выписки из реестра федерального имущества от 25.03.2009 № ВД-4171/04, автомобильная дорога общего пользования М-53 федерального значения "Новосибирск - Иркутск", закреплена за истцом на праве оперативного управления.
На стационарном пункте весового контроля СПВК-44, расположенном на федеральной автомобильной дороге М-53 "Новосибирск - Иркутск с подъездом к г. Томску", 158 км, 04.07.2014 при измерении в автоматическом режиме весовых параметров было выявлено превышение предельно допустимых общей массы и осевых нагрузок транспортного средства - IVECO STRALIS AT440S46TPRF, регистрационный номер <...>, регион 142, принадлежащего ответчику согласно свидетельству о регистрации 42 08 № 513488 (прицеп (полуприцеп) 964874 государственный номер МТ3548 регион 24), осуществлявшего движение по маршруту Новосибирск - Иркутск, что подтверждено актом от 04.07.2014 № 313.
Взвешивание транспортного средства осуществлялось измерительным средством СДКАМ 02-1-2, прошедшим первичную проверку и имеющим соответствующее свидетельство о поверке № 23254 (действительно до 12.09.2014).
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 257-ФЗ).
Статьями 11, 12, 13 Закона № 257-ФЗ установлены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в том числе, порядок осуществления весового и габаритного контроля, контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального межмуниципального и местного значений, а также определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов.
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта в силу пункта 5.5.2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 398, осуществляет в установленном порядке весовой контроль автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, и организацию на федеральных автомобильных дорогах стационарных пунктов для проведения такого контроля.
Статьей 29 Закона № 257-ФЗ пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; повреждать автомобильные дороги или осуществлять иные действия, наносящие ущерб автомобильным дорогам либо создающие препятствия движению транспортных средств и (или) пешеходов.
Согласно статье 31 Закона № 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи. Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Порядок взимания платы с владельцев автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, регулируется Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 года № 934 (далее - Правила № 934).
Согласно пункту 2 Правил № 934 вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, перевозящими тяжеловесные грузы, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Пунктом 3 Правил № 934 установлено, что осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
Размер платы в счет возмещения вреда, рассчитанной применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которому проходит маршрут конкретного транспортного средства, доводится до сведения владельца транспортного средства органом, выдающим специальное разрешение на движение транспортных средств (пункт 4 Правил № 934).
В силу пункта 1 Положения о Федеральном дорожном агентстве (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 № 374) Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющими функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на городском наземном электрическом транспорте.
В соответствии с пунктами 5.3, 5.4 указанного Положения Федеральное дорожное агентство организует расчет платы за перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, и осуществляет определение маршрутов движения по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортных средств с крупногабаритными и тяжеловесными грузами, в том числе, осуществляющих международные перевозки в соответствии со специальными разрешениями.
Согласно пунктам 1.2, 1.3 Устава ФКУ "Сибуправтодор" истец является федеральным казенным учреждением, предназначенным для осуществления функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. Является подведомственным учреждением Федерального дорожного агентства.
В силу пункта 3.3.6 Устава ФКУ "Сибуправтодор" согласование маршрутов транспортного средства и выдача специальных разрешений также отнесены к компетенции истца.
Таким образом, действующим законодательством установлена обязанность грузоперевозчиков, получать специальные разрешения на перевозку тяжеловесных грузов, которые выдаются при условии внесения платы за ущерб, наносимый дорогам и дорожным сооружениям транспортными средствами.
Факт превышения транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на оси подтверждается актом от 04.07.2014 № 313, содержащим отметку инспектора о том, что водитель от подписи отказался. При этом, данных о том, что водитель общества выражал несогласие в отношении систем контроля весовых параметров транспортного средства в момент взвешивания в акте № 313 не содержится.
Отсутствие подписи водителя в акте контроля весовых параметров не свидетельствует о недействительности акта. Акт составлен и подписан инспектором-оператором СПВК П., из акта следует, что он составлен в отношении транспортного средства ответчика, с указанием госномеров автомобиля и прицепа, имеет ссылку на товарно-транспортную накладную. Надлежащих доказательств того, что фактически взвешивание не производилось либо производилось на неисправных весах, ответчик суду не представил. Оснований не доверять показателям, отраженным в акте весового контроля, у суда не имеется.
Доказательства получения ответчиком разрешения на перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза в материалы дела не представлены.
Перевозка крупногабаритных и тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна и влечет дополнительные расходы публичной власти по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог общего пользования.
Такие сверхнормативные расходы подлежат возмещению за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих транспортных средств.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.07.1998 г. № 22-П, плата за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам носит компенсационный характер, имеет целевую направленность - предназначена для возмещения особых расходов публичной власти по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству федеральных автомобильных дорог, что не противоречит положениям, установленным в статьях 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Расчет платы за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам федерального значения произведен в соответствии с действующим законодательством, подробно изложен в расчете истца и является верным. Сумма платы, подлежащая внесению в качестве компенсации ущерба составила 38 558 руб. 02 коп. и ответчиком не оспорена.
Факты нарушения, марка, модель, регистрационный номер транспортного средства, сведения о водителе, характере груза, общая масса и осевые нагрузки, зафиксированы в акте, составленном с участием инспектора ПВК.
Отказ ответчика в добровольном порядке возместить сумму ущерба явился основанием для обращения ФКУ "Сибуправтодор" в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Согласно п. 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Ответчик от участия в судебном разбирательстве уклонился, иск по существу не оспорил, доказательств внесения взыскиваемой платы в установленном законом порядке либо доказательства, опровергающие исковые требования суду не представлены.
При таких обстоятельствах иск подлежит удовлетворению в полном объеме с отнесением на ответчика государственной пошлины согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поскольку истец в порядке ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, она подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.
Заявление ФКУ "Сибуправтодор" о возмещении судебных расходов в сумме 5 512 руб. 50 коп., удовлетворению не подлежит, исходя из следующего.
Согласно статье 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии со статьей 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (часть 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с государственным контрактом от 07.11.2014 № 220-14 на оказание услуг по юридическому сопровождению, направленных на осуществление мероприятий по защите интересов федеральных органов исполнительной власти и Заказчика в судах Российской Федерации ООО "Бизнес-Гарант" (исполнитель) приняло на себя обязательства в соответствии с техническим заданием оказывать истцу (заказчик) услуги по юридическому сопровождению мероприятий в целях взыскания вреда, причиненного автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, находящимся в оперативном управлении заказчика, провозом тяжеловесного груза по актам о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось, составленным территориальным органом Ространснадзора, а заказчик обязуется принять услугу и оплатить ее в соответствии с условиями контракта.
Согласно пункту 2.1 контракта № 228-12 стоимость единицы оказываемой услуги составляет 6 212 руб. 50 коп. в том числе:
На I этапе "Претензионная работа": 1 437 руб. 50 коп.
На II этапе "Исковое производство": 4 075 руб.
На III этапе "Исполнительное производство": 700 руб.
Истцом заявлены требования о взыскании судебных расходов по подготовке искового заявления на стадии "Исковое производство", однако доказательств, подтверждающих факт оказания и оплаты услуг на данной стадии истцом не представлено.
При указанных обстоятельствах суд находит требование о взыскании судебных расходов необоснованным и неподлежащим удовлетворению.
Статьей 7 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 года № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вступившие в законную силу судебные акты - решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влекут за собой ответственность, установленную этим Кодексом и другими федеральными закона.
Поскольку обязательность исполнения судебных решений является неотъемлемым элементом права на судебную защиту, неисполнение судебного акта или неправомерная задержка его исполнения не обеспечивают кредитору компенсации потерь вследствие неправомерного удержания чужих денежных средств должником, и, в свою очередь, должник, обязанный уплатить денежные средства, необоснованно извлекает выгоду от неисполнения обязательства, что очевидно входит в противоречие с основными задачами судебной защиты.
Таким образом, неисполнение обязательства, предусмотренного судебным решением, выраженного в денежной форме, влечет невозможность использования взыскателем присужденных в его пользу денежных средств и, как следствие, несение им финансовых потерь, компенсирование которых неисполняемым или не полностью исполняемым судебным актом должен осуществлять должник.
Так как пункт 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению к любому денежному требованию, вытекающему из гражданских отношений, а также к судебным расходам, законодательством допускается начисление процентов на присужденную судом денежную сумму как последствие неисполнения судебного акта.
Исходя из этого, и с целью обеспечения своевременного исполнения судебного акта должником суд, удовлетворяя исковые требования, присуждает истцу проценты за пользование чужими денежными средствами на всю взыскиваемую сумму с момента вступления судебного акта в законную силу и до его фактического исполнения по ставке рефинансирования Банка России, действующей на день исполнения решения суда или его части (пункт 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2014 года № 22 "О некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта").
Руководствуясь статьями 101, 106, 110, 167 - 171, 181, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ИнвестТорг", г. Кемерово (ОГРН 1114205035658, ИНН 4205227585) в пользу Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Сибирь" федерального дорожного агентства", г. Новосибирск (ОГРН 1035401907287, ИНН 5405201071) 38 558 руб. 02 коп. платы за провоз автомобильным транспортом тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения с превышением предельно допустимых максимальной массы и осевых нагрузок без специального разрешения, а также проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на всю взысканную сумму с момента вступления судебного акта в законную силу и до его фактического исполнения по ставке рефинансирования Банка России, действующей на день исполнения решения суда или его части.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ИнвестТорг", г. Кемерово (ОГРН 1114205035658, ИНН 4205227585) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 рублей.
В удовлетворении заявления о взыскании судебных расходов в сумме 5 512 руб. 50 коп. отказать.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья
И.А.ИЗОТОВА


------------------------------------------------------------------