Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 12.01.2015 по делу N А27-21073/2014 <Требование о признании недействительным решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности удовлетворено, поскольку в облагаемую базу страховых взносов не включаются суммы компенсаций стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно работников и членов их семей, а также оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами и расходы на выплату страхового обеспечения по социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 января 2015 г. по делу № А27-21073/2014

Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Новожиловой И.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства заявление общества с ограниченной ответственностью "Шахта Байкаимская", <...> (ОГРН 1044205010409, ИНН 4205062661)
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Белово и Беловском районе Кемеровской области, г. Белово (ОГРН 1064202022136, ИНН 4202029560)
о признании недействительным решения от 23.09.2014 № 052/007/1РВ-3-2014 в части

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Шахта Байкаимская" (далее по тексту - заявитель, Общество, ООО "Шахта Байкаимская") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Белово и Беловском районе Кемеровской области (далее по тексту - Управление) от 23.09.2014 № 052/007/1РВ-3-2014 в части доначисления взносов на дополнительное социальное обеспечение в Пенсионный фонд в сумме 74 913,01 рублей, в том числе: 2 387,93 рублей на сумму 35 640,88 рублей среднего заработка, выплаченную за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами; 71 140,90 рублей на сумму 1 061 804,60 рублей компенсации стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно членов семей работников, выплаченные работникам; 1 384,18 рублей на сумму 20 659,51 рублей не принятых к зачету расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию, соответствующих сумм пени и штрафа.
Суд рассматривает спор в порядке части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации после истечения сроков, установленных судом для представления отзыва и доказательств, без вызова сторон.
Заявленные требования мотивированы тем, что оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых работникам для ухода за детьми-инвалидами, носит характер, связанный с обеспечением социальной защиты этих работников, не является выплатой, производимой в рамках трудовых отношений, следовательно, не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов; компенсация стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно членов семей работников, выплаченные работникам не подлежит обложению страховыми взносами, поскольку носит социальный характер, не обусловлена выполнением трудовой функции; не принятые к зачету Государственным учреждением - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Филиал № 2 расходы на обязательное социальное страхование не подлежат обложению страховыми взносами.
В отзыве, представленном в материалы дела 01.12.2014, Управление, возражая по существу заявленных требований, указало, что оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, производится в рамках трудовых отношений, не является государственным пособием и подлежит обложению страховыми взносами на общих основаниях независимо от источника финансирования такой выплаты; на компенсацию стоимости проезда работника, организации, расположенной на территории Кемеровской области, к месту проведения отпуска и обратно пункт 7 части 1 статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ не распространяется и данные суммы облагаются страховыми взносами; не принятые к зачету расходы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности признаются объектом обложения страховыми взносами. Подробно возражения изложены в отзыве.
Исследовав материалы дела, судом установлено следующее.
Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Белово и Беловском районе Кемеровской области проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) взносов на дополнительное социальное обеспечение в Пенсионный фонд Российской Федерации плательщиком взносов на дополнительное социальное обеспечение ООО "Шахта Байкаимская".
По результатам проверки составлен акт от 20.08.2014 № 052/007/1РВ-3-2014 и принято решение от 23.09.2014 № 052/007/1РВ-3-2014 о привлечении ООО "Шахта Байкаимская" к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, в виде штрафа, в сумме 17 383,13 рублей.
Указанным решением Обществу также предложено уплатить недоимку по страховым взносам в общей сумме 86 915,61 рублей и пени в сумме 7 548,35 рублей.
Полагая, что решение Управления не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы ООО "Шахта Байкаимская" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из содержания приведенных правовых норм следует, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для принятия оспариваемого решения явилось, по мнению Управления, неправомерное не включение Обществом в облагаемую базу страховыми взносами сумм компенсаций стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно работников и членов их семей (пункт А Решения).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Согласно статье 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ) ООО "Шахта Байкаимская" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, а также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
На основании части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 этого Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье настоящего Закона.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами или коллективными договорами.
Таким образом, в целях освобождения от обложения страховыми взносами оплаты стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно такая оплата должна производиться работодателем в соответствии с законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами.
Согласно пункту 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19.02.1993 № 4521-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" право на оплату проезда распространяется также на районы, не отнесенные к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, но в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате.
Такой коэффициент введен в Кемеровской области на основании Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 01.08.1989 № 601 "О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Кемеровской области и на территории городов Воркуты и Инты" и составляет 1,3.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 09.07.2009 № 2138/09, поскольку в Кемеровской области начисляют заработную плату с использованием районного коэффициента, к данной области применяются гарантии и компенсации, установленные для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
Статьей 325 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, не относящиеся к бюджетной сфере, устанавливаются коллективными договорами, локальными нормативными актами.
Аналогичное положение содержится в статье 33 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", которым установлены государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. Лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет предприятий, учреждений, организаций проезд к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (кроме такси), а также на оплату стоимости провоза багажа до 30 килограммов.
Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - органами местного самоуправления, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, - работодателем.
Таким образом, к суммам, не подлежащим обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, относятся стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая плательщиком страховых взносов лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также местности, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, в соответствии с законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами.
Пунктом 5.10 Коллективного договора ООО "Шахта Байкаимская" на 2011 - 2013 гг. установлена обязанность работодателя производить один раз в три года оплату стоимости проезда работника и двух членов его семьи к месту использования ежегодного отпуска и обратно.
При таких обстоятельствах при оплате проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно у Общества не возникает обязанности по начислению страховых взносов на такие суммы, в связи с чем, решение Управления по данному эпизоду является неправомерным и подлежит признанию недействительным.
Другим основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод Управления о неправомерном не начислении страхователем страховых взносов на суммы среднего заработка, выплаченные за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами (пункт Б Решения).
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, а также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее по тексту - Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора, у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем. Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ страхователи (работодатели) обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В статье 262 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Таким образом, указанные выплаты среднего заработка работодатель производит в силу закона независимо от наличия или отсутствия соответствующих положений в трудовом договоре, коллективном договоре или соглашении, то есть такие выплаты производятся вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения.
В связи с этим суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией в соответствии с трудовым законодательством работникам за дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами, не признаются объектом обложения страховыми взносами на основании положений статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.
Кроме того, согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 08.06.2010 № 1798/10, данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
При изложенных обстоятельствах оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами, не облагается страховыми взносами, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, соответствующих пени и штрафа по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Следовательно, оспариваемое решение Управления по данному эпизоду является недействительным.
Также основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод Управления о неправомерном непринятии Обществом к зачету расходов, произведенных страхователем с нарушением требований нормативных актов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по листкам нетрудоспособности.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ).
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Таким образом, расходы на выплату страхового обеспечения по социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не являются в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
При изложенных обстоятельствах решение Управления в данной части также подлежит признанию недействительным.
Принимая во внимание, что суд пришел к выводу о неправомерном доначислении страховых взносов на суммы компенсаций стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно работников и членов их семей, выплат за дополнительные дни, предоставленные для ухода за детьми-инвалидами и выплат, произведенных страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, оспариваемое решение подлежит признанию недействительным в части начисления пеней и штрафов в суммах, соответствующих неправомерно доначисленной сумме страховых взносов.
Требования общества с ограниченной ответственностью "Шахта Байкаимская" подлежат удовлетворению.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно статье 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
Удовлетворяя заявленные требования государственную пошлину в сумме 2 000 рублей суд, в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относит на Управление Пенсионного фонд Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Белово и Беловском районе Кемеровской области.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 180, 181, 201, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

требования общества с ограниченной ответственностью "Шахта Байкаимская" удовлетворить.
Признать недействительным решение Управления Пенсионного фонд Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Белово и Беловском районе Кемеровской области о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 23.09.2014 № 052/007/1РВ-3-2014 в части доначисления взносов на дополнительное социальное обеспечение в Пенсионный фонд в сумме 74 913,01 рублей, в том числе: 2 387,93 рублей на сумму 35 640,88 рублей среднего заработка, выплаченную за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами; 71 140,90 рублей на сумму 1 061 804,60 рублей компенсации стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно членов семей работников, выплаченные работникам; 1 384,18 рублей на сумму 20 659,51 рублей не принятых к зачету расходов на выплату пособий по обязательному страхованию, соответствующих сумм пени и штрафа.
Взыскать с Управления Пенсионного фонд Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Белово и Беловском районе Кемеровской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Шахта Байкаимская" 2 000 (две тысячи) рублей государственной пошлины.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в Седьмой арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья
И.А.НОВОЖИЛОВА


------------------------------------------------------------------